Креативная методика Уолта Диснея

Креативная методика Уолта ДиснеяСуть этой методики состоит в том, что вы последовательно примеряете на себя три различных роли – мечтателя, реалиста и критика.   Автором этой методики принято считать Уолта Диснея – знаменитого мультипликатора, создателя десятков популярных мультипликационных героев. Говорят, что именно он первым применил эту методику при создании своих фильмов.

Основная проблема в решении креативных задач состоит в том, что невозможно одновременно заниматься генерацией идей, оценками их качества и возможностями реализации. Для этого необходимо присутствие как минимум трех разных людей, с разным подходом к идеям.

И именно Дисней первым разделил процесс работы над решением задачи на три этапа. У него люди были физически разделены – они находились в разных помещениях и это были разные люди.
В обычном случае у нас нет столько народу и как правило вся креативная составляющая сосредоточена в одном или нескольких людях. Поэтому чтобы разделить три составляющих методики Диснея применяется разделение во времени – когда каждый этап не зависит от остальных и в пространстве – обычно используются разные столы в офисе или даже углы комнаты, если пространство сильно ограничено.

Как правило, при использовании методики Диснея задача последовательно проходит путь от Мечтателя к Критику и потом к Реалисту.
При этом очень важна роль стороннего Наблюдателя, который ставит задачу и следит за соблюдением условий работы на каждом этапе. Особое внимание нужно уделить правильной постановке задачи – от этого часто зависит полученный результат.

Очень важно зафиксировать необходимый результат – чтобы как то ограничить рамки творчества, а для сложных задач сделать декомпозицию, чтобы не уйти в неразрешимую область.

Креативная методика Уолта ДиснеяУ Мечтателя должно быть большое пространство, где бы он мог выйти за обычные рамки, желательно присутствие картин, возможность включения музыки. Основная задача мечтателя – это генерация идей.

Для этого он может пользоваться любыми методами, держа перед собой поставленную задачу.
Его задача – максимально расширить возможные рамки решения поставленной задачи – безудержный полет фантазии.
Основная проблема Мечтателя, что без двух следующих циклов все его идеи так и останутся идеями Мечтателя. Но и два других игрока без Мечтателя быстро превращаются в Бюрократа и просто перебирают все возможные варианты, полученные в результате «псевдотворчества» — то есть получается что то типа «мы уже давали рекламу здесь и здесь, осталось попробывать дать рекламу там – не работает – я не знаю что делать. Давай повторим»

Дальше все идеи переходят к Критику. Для критика важно освободить свое рабочее место от всего ненужного – оптимальный вариант – чистый стол.
Его задача – это оценить представленные идеи – насколько они решают поставленную задачу.
Выполнимы ли они в текущей реальности.

Причем не только с технической точки зрения – но и финансовой и организационной.

Он отвечает на вопросы реализации этих идей – что они потребуют , каковы будут дополнительные затраты, кого нужно привлечь к реализации, есть ли что то подобное в мире.

Если посмотреть на роль критика, то без двух других ролей – это роль Убийцы идей. И очень часто, когда эта роль превалирует в компании или в человеке, то компания становится НЕТ компанией.  Но если в компании нет достойного критика, то часто это приводит к созданию огромного количества прототипов – своего рода научно исследовательский отдел.

После того как часть идей Мечтателя отсеилась Критиком они переходят во владения Реалиста. Реалисту для работы нужно его обычное рабочее место. Его задача превратить полученные идеи в проекты – выстроить последовательность событий, понять источники финансирования, человеческие затраты и оценить предполагаемый эффект.

И в зависимости от критериев успешности предполагаемого решения выбрать несколько наилучших вариантов.
Почему мы говорим о критериях? – просто может быть ограничения в решении задачи —  ограниченное количество денег, или необходимость использования имеющихся ресурсов – тогда правильным решением будет не столько наиболее эффективное, а наиболее соответствующее условиям.
Это кстати постоянно нарушается в реальной жизни и именно наличие таких условий делает множество решений невыполнимыми. Так , например, мы постоянно получаем коммерческие предложения по продвижению сайта, где указаны суммы, которые мы не готовы потратить. И поэтому если уменьшить сумму – то решение станет другим и не даст нужного эффекта.
Понятно, что без двух других ролей Реалист становится Роботом , который просто движется по намеченному плану и если появляется препятствие, то он просто останавливается.

А без реалиста Мечтатель и Критик погрязнут во взаимных разборках – взлетая и падая.

Итак, только пройдя все три роли идея может превратиться в решение задачи.

Чем хороша эта методика – она позволяет довольно быстро получить большое количество идей, которое потом проходит два сита отбора и в результате мы получаем реально выполнимое решение поставленной задачи.
Методика может использоваться как в одиночку, так и в составе групп. Причем группы могут быть смешанными, когда все выполняют все роли, так и целевыми, когда отдельные группы выполняют определенные роли. Тогда обычно отделы маркетинга и продаж играют роли Мечтателей, исполнительный директор и производственный отдел – роль реалистов, а роль критиков очень хорошо подходит финансовому отделу и отделу закупок.

Методика Диснея очень хорошо сочетается с методом случайного стимула для роли Мечтателя.