Метод решетки идей

Никогда не отказывайся от того, что заставляет тебя улыбаться. Леджер Хит

Метод решетки идей

Описание метода решетки идей

В основе метода лежит решетка ФКБ (FCB), мощный инструмент, дающий возможность сжато представить огромное количество информации. Эту решетку разработал в 1978 году Ричард Вон, директор исследовательского отдела известной рекламной корпорации Foot, Cone&Belding.
• В ячейки позиции «Высокие денежные затраты» попадает дорогостоящая продукция, например машины и морские суда.
• В ячейки позиции «Низкие денежные затраты» – более дешевая продукция, например предметы домашнего обихода.
• В ячейках графы «Мысли» располагаются печатная, аналитическая и познавательная продукция, в которой до потребителя доводится различная информация, например об автомобилях, о лодках, компьютерах, видеокамерах и т. д.
• В ячейках графы «Чувства» располагаются продукция и услуги, ориентированные на удовлетворение эмоциональных потребностей и желаний, например организация путешествий, парфюмерия, косметика и т. д.

План действий

Мы берем и анализируем все производимые компанией продукты или услуги и размещаем их в соответствующие ячейки таблицы. Аналогично можно анализировать не только свои товары или услуги, но и всю ситуацию на вашем рынке.
С определением места продукции вы получаете мощную базу для выдвижения идей. Поскольку используемый при этом визуальный язык понимается интуитивно, вы способны прочесть и понять схему буквально тотчас. Это как впечатление от первой встречи с океаном: едва бросив на него взгляд, вы узнаете о его необъятных просторах столько же, сколько увидели бы за целый месяц наблюдений.

Решетка ФКБ дает возможность:
• идентифицировать белые пятна на рынке;
• предсказать потребность в новых продуктивных идеях;
• продумать рекламную стратегию;
• изменять положение вашей компании и выпускаемой продукции путем:
– минимального дистанцирования от конкурента, которого вы желаете обогнать;
– максимального дистанцирования от конкурента с подчеркиванием коренных отличий между вами;
– сохранения положения без изменений с попыткой изменить восприятие потребителей.
При проведении анализа старайтесь заполнять решетку ФКБ четко и ясно, в несколько строк. Решетка, изобилующая подробностями, трудна для использования и теряет всякий смысл. Это вроде как часть веревки, рассматривать которую стоит только в связи с предметами, которые она соединяет

Необходимые ресурсы

Ресурсы, которые необходимы для использования этого метода я бы разделил на две категории.
Первая категория – это то, что необходимо для анализа – тут часто достаточно одного листка бумаги.
Главные ресурсы сосредоточены в другом – в поиске необходимых аналогов и выборе критериев для того, чтобы отнести каждый продукт в ту или иную ячейку. Для этого нужно просмотреть множество конкурентов и аналогов и понять их особенности.
На это обычно уходит гораздо больше времени, чем непосредственно на анализ.

Пример применения метода решетки идей

В качестве примера я приведу нашу работу над повышением узнаваемости строительной выставки и повышению количества посетителей

 

  Мысли Чувства
Высокие
денежные
затраты
Региональная конференция Федеральная конференция с участием федеральных министров 
Низкие
денежные
затраты
Мини семинары  Конкурс «Мисс Стройка»

 

Конкурс военной песни

Так как относительно дорогие с точки зрения финансовых затрат мероприятия мы передали в ведение регионального Правительства, то реального воздействия на них не имели и они не дали нам большого эффекта, так как у них были совершенно другие цели.
Поэтому мы решили провести вместе с двумя информационными партнерами два конкурса – рассчитанных не столько на разум, сколько на чувства – конкурс Мисс Стройка и конкурс военной песни, учитывая, что это был юбилейный год.
И эти два проекта дали гораздо больший эффект для упоминаний выставки в СМИ и повышение его рейтинга в нужной нам целевой аудитории, даже чем федеральный проект. При этом было интересно наблюдать, как взрослые дядьки из федеральных министерств аплодируют нашим девчонкам…

Резюме

Этот метод хорошо работает в режиме, когда у вас есть множество возможностей, но вам необходимо отстроиться от уже существующих и сделать уникальный по эффективности проект.