Морфологический анализ. Часть 1

Тактик должен знать, что надо делать, когда есть что делать, стратег должен знать, что надо делать, когда нечего делать. Савелий Тартаковер

Морфологический анализИзвестным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения

План действий

Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему.
  2. Определить важнейшие элементы объекта.
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Занести их в таблицу.
  5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
  6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Необходимые ресурсы

Кроме времени вам потребуется понимание двух моментов
Первый — самые важные характеристики вашего изделия или услуги. Если вы не выберете их на начальном этапе, то потом получите огромное количество вариантов, многие из которых вы просто не можете проанализировать.
И второй момент — погружение в выбранные характеристики — тут очень важно собрать все возможные варианты, а не только те, что вы лично знаете и пробывали

Пример

Возьмем к примеру полиграфическое производство визитных карточек, впрочем это можно использовать и для большинства полиграфической продукции.
У нас три изменяемых характеристики
Первая — это тип бумаги или скорее материал для печати
Вторая характеристика — это способ печати
И третья переменная — это способ постпечатной обработки

Морфологический анализЕсли посмотреть на полученную матрицу, то теоретически мы можем получить 500 видов визитных карточек.  На самом деле их несколько меньше — не все характеристики сочетаются друг с другом — так например, вряд ли можно офсетом напечатать на металлическом материале…
Но в любом случае анализ подобной матрицы может сильно расширить возможности полиграфического производства.

Резюме

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).